Уборка могил как духовная практика и память о предках
Как оформлением могилы не принизить память о близком человеке? Религиозные конфессии, особенно ортодоксальные, налагают ограничения на практику оформления и благоустройства надгробий. Так, православная традиция не приветствует «западноевропейского» подхода к оформлению могил: установку скульптурных памятников с ликами скорбящих ангелов. По мнению православных священников, чем проще, тем лучше, в идеале — подчеркнуто строгий и скромный крест.
Еще более требовательно относятся к оформлению захоронений иудеи и мусульмане: только суровый лапидарный камень с выбитым указанием на принадлежность усопшего Яхве или Аллаху. И никаких дополнительных инсталляций!
Как соблюсти чувство меры в оформлении могил
Есть такой нюанс — представители всех без исключениях конфессий не одобряют размещения на надгробиях «профессиональных принадлежностей» умершего: к примеру, руля автомобиля, на котором ездил погибший в автокатастрофе, музыкального инструмента или выполненного в камне объектива фотоаппарата или мольберта. Причина — для Бога и жизни в Вечности не имеют значения земные пристрастия и даже невероятные творческие достижения скончавшегося.
Кстати, скажем здесь о памятных крестах, которые мы видим вдоль дорог в местах, где произошли ДТП со смертельным исходом. Здесь священнослужители рекомендуют соблюдать меру и не превращать обочины в факультативные «кладбища»: с одной стороны, придорожный небольшой крест предлагает водителю задуматься об ответственности дорожного лихачества и хотя бы сбросить скорость, с другой стороны — такой памятник не может считаться сакральным местом, если подле него периодически не совершается молитва.
Не одобряют служители церкви и создание «галереи игрушек» на могилах маленьких детей: по их мнению, вылинявшие на солнце плюшевые зверюшки и куклы лишь растравляют родительскую скорбь и отвлекают от осмысленного глубинного принятия утраты, а, кроме того, выглядят слащаво-сентиментально, что тоже не имеет отношения к подлинным переживаниям скорбящей семьи. Нет в таких «игрушечных» подношениях и здравого смысла: ведь могила — не последняя «квартира» ребенка, в которой должно быть все для его радости.
Не поверите, но многие священнослужители осуждают и венки, традиция которых восходит к Древнему Риму: там было принято приносить в мае на могилы розы. Более того, в конце XIX века, в 1889 году, Святейший Синод Русской Православной церкви запретил использовать на похоронах венки, ленты с надписями, а заодно и светскую музыку, назвав это языческой традицией! «Вернулись» в обиход венки и светские оркестры лишь после победы большевиков в 1917 году.
Как включить в оформление могилы информирование об усопшем
Впрочем, сегодня большинство людей не стремится предельно точно соблюдать подобные указания, даже будучи верующими. Даже те, кто согласен, что искусственные цветы — это символ искусственного существования и суррогатных чувств, часто стремятся придать захоронению индивидуальные черты, привлекающие внимание к памятнику даже незнакомого посетителя кладбища.
Здесь самое лучше средство рассказать о покойном — эпитафия. Не стоит соглашаться на сентиментальные четверостишия, которые часто предлагают родственникам изготовители памятников. Такие «произведения» могут вызвать лишь сарказм. Не имеют смысла и надписи «Помним. Любим. Скорбим»: если покойный не встанет и не прочтет это «послание», тогда к кому оно обращено? Ничего не рассказывают о человеке и «приписки» вроде «Милой мамочке от детей и внуков», не несущие информации ни о погребенной, ни о «внуках».
С духовной точки зрения эпитафия — это краткий содержательный текст, побуждающий к молитве либо к размышлению о пути почившего. Так, выбрав скупую надпись «Сергей Иванов, замечательный детский врач», вы расскажете о члене семьи куда больше, чем растиражированной стихотворной строфой. Важно помнить, что эпитафия — не набор слов, а краткий рассказ о человеке, память о котором вы намерены хранить.