loader
Logo grave.by
Статья рассказывает о том, как кладбища и погребальные традиции эволюционировали от средневекового стремления быть похороненным в освященной земле до современного обустройства погребальных площадок как мест общения с усопшими, а также приводятся примеры необычных могил и кладбищ по всему миру.
Могилы в мировой культуре и искусстве: уникальные примеры истории

Могилы в мировой культуре и искусстве: уникальные примеры истории

Уборка, оформление и благоустройство могил — не единственная причина, приводящая людей на кладбище. Есть. К примеру, специальные туры по русскому кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, по белорусскому кладбищу Расу в Вильнюсе, по Ваганьковскому и Новодевичьему кладбищам в Москве. Уход за могилами на кладбищах, где похоронены известные люди, является, как правило муниципальной обязанностью.

Чем старше кладбище — тем в большей степени ему повезло как с вниманием общественности, так и с государственной поддержкой. На старинных некрополях, привлекающих гуляющих, осуществляется своевременный уход за деревьями и кустарниками, выравниваются покосившиеся памятники, а компании по уборке могил поддерживают не только порядок, но и общую атмосферу своеобразного кладбищенского уюта.

Погребальная традиция является предметом специальной науки — тафологии (не путаем ее с танатофилией или пристрастием к символике смерти). Если прежде оформление и благоустройство кладбищ обусловливалось традиционным ритуалом, представлениями о загробном мире и страхом перед мертвыми, то сегодня кладбищенская индустрия ориентирована на обустройство погребальных площадок как мест общения с усопшими живых, а также на моду, идеологию и эстетические предпочтения общества.

Средневековье: от святой земли к земле общественной

В Средние века быть похороненными «по-настоящему» считалось исключительно в освященной земле, иначе, говоря, в церкви или подле нее, лучше всего как можно ближе к могиле местного святого или мученики.

Стремление лежать именно в такой земле провоцировало эпидемии, так как святой земли банально не хватало, неглубокие тесные могилы перекрывали друг друга, над ними царило зловоние, а средневековые епископы боролись за учреждение общественных кладбищ, вынесенных за пределы города. Тем не менее, прошли десятилетия, прежде чем родственники усопших перестали драться за место в земле при церкви.

Именно Средневековье с его традицией хоронить знатных людей в церковных галереях, под церковным полом, в стенных нишах, в специальных каменных саркофагах стало началом скульптурного надгробного искусства.

В Великобритании были популярны эффигии — скульптурные изображения покойников лежащими либо стоящими на колянх в молитве, во Франции изобразить покойного можно было лишь сосредоточенным и суровым, в Риме скульпторы тяготели к экзальтированным позам, например, изображали молитвенный экстаз. Именно итальянцы стали первыми делать гипсовые посмертные маски, чтобы затем воспроизвести черты лица в надгробном памятнике.

«Сельское кладбище» как прообраз городского парка

Лишь к концу XVIII столетия представители среднего класса согласились на последнее пристанище не в церкви, а на открытом воздухе, под каменной вертикальной стелой с эпитафией и крестом. В пику первым французским публичным кладбищам, представляющим собой нагромождение таких каменных памятников, возникла rural cemetery — «сельские кладбища»: утопающие в зелени сады с надгробиями, удобные для прогулок с размышлениями о «memento mori».

Кстати, без этих «сельских кладбищ» у нас не было бы городских парков: именно на фоне популярности «rural cemetery» в больших городах стали разбивать парки, напоминающие кладбищенские, но без могил.

Одними из первых таких кладбищ стали парижские Пер-Лашез и Мон Парнаса. А затем мода на такие кладбища мгновенно обуяла и Америку, и России. Здесь уже разные народы и культуры пошли собственной традицией, где-то прижились помпезные причудливые скорбные скульптуры, где-то — «lown cemetery» или «кладбище-газоны» в виде больших лужаек с едва заметными в траве плитами.

Окончательно оформилась и погребальная символика:

  • Плачущий ангел — Ангел-Хранитель усопшего, встречающий его на небесах
  • Ангел с мечом — архангел Михаил
  • Ангел с трубой — архангел Гавриил
  • Ангел с ключом — апостол Петр
  • Ангел с короной — указание на благоприятный для умершего «приговор» Страшного суда
  • Херувим (детская головка с крылышками) мог быть установлен на детской могиле либо на могиле взрослого, имевшего при жизни репутацию чистого бесхитросного человека
  • Крылатый череп — символ вознесения души на небо
  • Крылатое колесо или шар — чудесная сила Святого духа
  • Песочные часы — иллюстрация к выражению «memento mori» (помни о смерти), вариация – часы, лежащие на боку
  • Разрушенная колонна — утрата семьей главы либо вовсе пресечение рода
  • Разорванная якорная цепь, сломанное кольцо, надломленная ветвь — свидетельство преждевременной кончины молодого человека
  • Ракушка — символ земных странствий, продолжившихся на небе (изначально ракушки были символом путешественников и паломников)
  • Горящие свечи и факелы — вечная жизнь, погасшие — физическая смерть
  • Каменные кипарисы — символ надежды и памяти
  • Каменные анютины глазки — смирение, лавр — выдающиеся земные заслуги погребенного, лилия — девственность умершей девушки, крокус — юноши, виноград — символ Христа, плющ — бессмертная супружеская верность, шелковица — обещание скорой встречи, роза — отсыл к любовным чувствам

Образ кладбища в литературе, живописи, кинематографе

Стремления мастеров слова и кисти разгадать тайну жизни и смерти часто связаны с образом кладбища. В остросюжетной прозе кладбище встраивается в сюжет как первопричина событий (например, игнорирование запрета тревожить опасного мертвеца), в поэзии, музыке, живописи — катализатором настроения автора или лирического героя. Иначе говоря, в искусстве кладбище служит особым психическим и эмоциональным пространством, и одновременно — сводом неких правил. Даже «золотой век» русской литературы начался с кладбища, с элегии Василия Жуковского «Сельское кладбище», которая есть ни что иное, как вольный перевод стихотворения английского классика Томаса Грея.

Культура кладбища — это и культура сопротивления забвению, по этой причине к кладбищенской тематике часто обращаются живописцы. Полотна, изображающие кладбищенские пейзажи и жанровые сюжеты вызывают интерес посетителей самых известных художественных музеев и картинных галерей. Вот лишь несколько работ, известных по иллюстрациям в школьных учебниках: «На Ваганьковском кладбище (Похороны жертв Ходынки)» Владимира Маковского, «Кладбище» Феодосия Вахрушова, «Порыв. Мануйловское кладбище» Владимира Гаврилова, «На старом кладбище» Владимира Кленова, «Уголок кладбища» Федора Кушнарева, «Татарское кладбище в Крыму» Исаака Левитана, «Ворота кладбища» Томаса Эндера, «Старое кладбище на улице Девоншир» Джулиана Росси Эштона.

Несомненным лидером кладбищенской тематики является кинематограф. Не счесть людей, которые опасаются приходить на кладбище, зато с удовольствием смотрят «Ночь живых мертвецов», «Байки из склепа», «Фантазм», «Сокрытый ужас», «Осквернителей могил», «Парня с нашего кладбища», «Призрака на кладбище», «КлаТбище домашних жЫвотных». Вокруг кладбищ вертятся сюжеты и мастеров детективного жанра Нила Геймана, Стивена Кинга, Питера Бигла, Джорджа Сондерса, Карлоса Руиса Сафона, Трейси Шевалье.

Есть и совершенно необычная книга, «199 кладбищ, которые вы обязаны увидеть до своей смерти» авторства Лорена Роудса, представляющая собой гид по самым интересным кладбищам мира, от готического Бонавенчер к востоку от Саванны в американском штате Джорджия до знаменитого румынского «Веселого кладбища».

Самые необычные могилы на кладбищах мира

В британском Вудпламптоне в XVII веке похоронили Мэг Шелтон, колдунью, которая вызывала болезни скота, превращалась в животных и совершала много чего. Мэг жестоко убили, похоронили вверх ногами, а вместо надгробия поставили валун, чтобы запечатать захоронение.

В Париже на кладбище Пер-Лашез есть могила пианиста Фернана Арбелота. Он изображен лежа, а в руках держит лицо своей жены.

«Город мертвых» в Северной Осетии в селения Даргвас — это склеповые сооружения XIV-XVIII веков, где похоронены примерно 10 тысяч человек. Все они, заболев чумой, закрывались в своих однооконных домах и ждали смерти.

Транзи в Бельгии — средневековые надгробия, на которых усопшие изображены в виде разлагающихся трупов.

Черный ангел на Оклендском кладбище в США над могилой семьи чехов Фельдевертовых изначально был бронзовым, но стал черным, так как погребенная Тереза Фельдевертова была ведьмой. Каждый, кто прикоснется к памятнику, непременно умрет.

«Дом на кладбище» в Нью-Йорке: некий Джонатан Рид в 1893 году, когда умерла его жена Мэри, переселился в ее склеп и жил там еще 10 лет до своей смерти, поставив внутри дровяную печь, мебель и, разумеется, гроб.

Красочное надгробие в виде разноцветного кота на парижском кладбище Монпарнас, поставленное художницей Ники де Сен-Фалль своему другу Рикардо Менона, умершему в 1989 году в возрасте 37 лет.

Wpis opublikowany: 17.05.2024
Мария Шуст Мария Шуст

Popularne wpisy

Могилы в мировой культуре и искусстве: уникальные примеры истории

Могилы в мировой культуре и искусстве: уникальные примеры истории

Статья рассказывает о том, как кладбища и погребальные традиции эволюционировали от средневекового стремления быть похороненным в освященной земле до современного обустройства погребальных площадок как мест общения с усопшими, а также приводятся примеры необычных могил и кладбищ по всему миру.
Как заказать уборку могилы на кладбище: пошаговая инструкция

Как заказать уборку могилы на кладбище: пошаговая инструкция

Статья предлагает пошаговую инструкцию по заказу услуг по уборке и благоустройству могил на кладбищах, в том числе расположенных далеко от места проживания. Рассматриваются различные варианты ухода - от разовой уборки до заключения договора на регулярное обслуживание. Особое внимание уделяется решению проблемы поиска заброшенных захоронений.
Уборка могил с учетом религиозных традиций

Уборка могил с учетом религиозных традиций

Статья раскрывает особенности ухода за могилами с учетом различных религиозных традиций, подчеркивая важность соблюдения культурных и духовных аспектов в этом деликатном вопросе. Автор рассматривает специфику православных, католических, мусульманских и иудейских обычаев, связанных с благоустройством и уборкой мест захоронения, а также затрагивает тему сохранения локальных традиций.
Уборка могил в разные сезоны — особенности и советы

Уборка могил в разные сезоны — особенности и советы

Статья предлагает всесторонний обзор особенностей и рекомендаций по уходу за могилами в разные сезоны года, подчеркивая важность этой практики как для сохранения памяти об усопших, так и для поддержания порядка на кладбищах. Автор детально рассматривает специфику работ в зимний, весенний, летний и осенний периоды, обращая внимание на климатические факторы, религиозные традиции и практические аспекты ухода за захоронениями.